Каменные палатки
На территории Челябинской обл. находится множество памятников древности: Игнатьевская пещера, Аркаим, Тургояк с его мегалитами, мавзолей Тамерлана… Эти названия, как говорится, на слуху. Но есть один почти неизвестный артефакт: речь идет об Уральском сфинксе, который сооружен на восточном берегу оз. Большие Аллаки. Возраст памятника более 10тыс. лет.
В районе археологического объекта Каменные палатки была обнаружена писаница (древние рисунки на скальных поверхностях и отдельных камнях), изображающая странных рогатых человечков, замерших в замысловатых позах. На одном из гигантских камней вырублено лицо загадочного существа, разглядеть которое можно, лишь дождавшись, когда солнце окажется в зените.
Комплекс Каменные палатки известен давно, но лишь узкому кругу посвященных. Древний памятник обнаружил в 1914г. известный археолог В.Я. Толмачев. Именно он предложил, что много веков назад здесь было святилище. На территории комплекса нашли ножи, наконечники стрел (каменные и бронзовые) и фрагменты керамики, на одном из камней археолог увидел писаницу. Все это относилось к трем периодам: мезолита, неолита и бронзового века.
На малой глубине в оз. Аллаки, на расстоянии около 30м от берега, в восточном направлении, члены экспедиции Толмачева нашли два человеческих черепа, а южнее озера – медного идола, напоминающего птицу. Наскальные рисунки же изображали группу людей, от голов которых исходили две вертикальные черточки, возможно рожки, или, как считают некоторые – антенны.
Каменные палатки — памятник, преданный забвению
После смерти Толмачева исследование святилища взял на себя другой археолог – В.Т. Петрин. В 1972г. он произвел археологический раскоп под писаницей, в результате чего обнаружил более 200 предметов из горного хрусталя. После этого интерес археологов к этому святилищу пропал. В результате каменное лицо осталось без внимания археологов, да и смысл писаниц был не разгадан.
Между прочим, все находки располагались так, как будто бы они преподнесены кому-то в дар… Возможно, на территории Каменных палаток раньше совершались кровавые подношения богам.
По мнению археолога В.Ф. Генинга, медный идол, напоминающий птицу, связан с погребальным обрядом и является неким вместилищем человеческих душ.
Писаница каменных палаток изображает инопланетян?
Изображения человечков с рожками-антеннами очень уж смахивает на классическое представление об инопланетных посланцах. Ведь находили, причем не так давно, на прибрежных скалах р. Тагил некие таинственные писаницы с изображением сложных химических элементов, выполненные красной охрой. Но если взглянуть на рисунки с точки зрения археологии, то становится ясно, что на них изображен некий обряд, проводимый шаманами племени. О том, что это именно шаманы, свидетельствуют все те же рожки, считают археологи. Можно предположить, что это не антенны, а элемент головных уборов, символизирующих тотемных животных, фигурки же, выстроенные в один ряд, повествуют о ритуальном танце. Изображение обряда лишний раз подтверждает, что у Каменных палаток есть ритуальные корни, и данное место являлось именно святилищем, где возможно, приносили человеческие жертвы.
По одной из версий, рисунки принадлежали финно-угорским племенам, заселявшим в то время просторы северной части Челябинской обл. Но часть находок этому этносу не соответствует. Финно-угры не производили обряды при помощи керамической посуды и горного хрусталя. Так считает краевед А.И. Топилин. Он лично осматривал найденный в центре святилища керамический горшок и обнаружил на нем еще один элемент, не соответствующий культуре северян, — орнамент, ни разу не встречавшийся Александру Ивановичу за все время его краеведческих исследований на Южном Урале. Орнамент и часть находок указывают на культуру степных племен, живших на юге. По некоторым косвенным данным, можно сделать умозаключение, что, возможно, это святилище использовалось каким-то до сих пор неизвестным народом, канувшим в Лету, но впитавшим в себя часть культуры севера и часть – юга.
То, что рисунки очень древние, подтвердил опыт, поставленный специалистом в области биохимии П.Н. Попоковым. В полевых условиях, с помощью химических реагентов, он смог установить, что исследуемый образец краски – охра. А значит, рисункам и вправду не одна тысяча лет.